Старший друг

В последние годы в Республике Беларусь наметилась устойчивая тенденция развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из альтернативных форм семейного устройства выделяют детский дом семейного типа (далее — ДДСТ). За последние пять лет количество ДДСТ в Республике Беларусь увеличилось более чем в три раза, а число воспитанников в них — более чем в два раза.

Программа «Старший друг» — это инновационный опыт социального сопровождения воспитанников детских домов семейного типа на основе технологии наставничества (менторства). Данная программа направлена на оказание индивидуальной поддержки воспитаннику на протяжении длительного времени. Поддержка осуществляется посредством общения и построения доверительных отношений между волонтёром и ребёнком.

О программе

Как показывает практика, проблемы в поведении воспитанников ДДСТ наиболее ярко начинают проявляться в постадаптационный период: агрессивное поведение, чрезмерная обидчивость,воровство, обман, сквернословие, низкий уровень коммуникативных навыков, неуверенность в себе и др.

В психологической и педагогической теории доказано,что для обеспечения ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим значимый близкий взрослый человек. Развитие личности ребенка возможно только в рамках совместной деятельности и общения с взрослым. Последний выступает для ребенка как образец для подражания, как носитель образца поведения и норм. В ходе общения с взрослым формируются представления о себе и самооценке. Общение имеет свою особую ценность для ребенка любого возраста и является необходимым для полноценного развития личности.

Подробнее

Дети, проживающие в неблагополучных семьях и находящиеся в трудной жизненной ситуации, часто испытывают недостаток внимания и заботы со стороны сво­ей семьи, вследствие чего у них появляются дополнительные проблемы со­циальной адаптации. Воспитанники замещающих семей, как правило, имеют негативный опыт проживания в родных семьях, в государственных учреждениях, который особенно ярко проявляется в постадаптационный период. Большим потенциалом для разрешения данного противоречия обладают такие инновационные технологии социального сопровождения воспитанников ДДСТ в постадаптационный период как волонтёрские программы, построенные на основе наставничества (менторства).

Ведущая цель данных программ состоит в том, чтобы помочь детям («младшим») раскрыть свой жизненный потенциал через профессионально организованное общение с взрослым волонтером-наставником («старшим»). Отличительной их особенностью является оказание индивидуальной поддержки волонтёром одному конкретному ребёнку на протяжении определённого (достаточно длительного) промежутка времени. В английском языке слово «mentor» означает «наставник». Дэвид Клаттербакв 1991 году писал в своей книге «Каждый нуждается в наставнике» (Everyone Needs a Mentor, Clutterbuck, 1991): «Наставник — это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе».

Наставничество (менторство), как правило,является одним из видов добровольческой (волонтёрской) деятельности и строится на основе взаимного расположения формирующейся пары. Волонтеры вовлекаются в добровольческие проекты на основе личного решения, инициативы, уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Волонтером может быть любой человек, умелый и ответственный, который, который может посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтером в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

Благодаря доверительным отно­шениям,возникающим в процессе общения, волонтёр становится для ребёнка источником эмоциональной поддержки и служит положительным при­мером для подражания. Также, благодаря отношениям, у ребёнка расширяется круг интересов, улучшаются коммуникативные навыки, формируются новые по­ложительные модели поведения, повышается уверенность в себе и своих силах. Волонтер («старший друг») оказывает индивидуальную поддержку одному конкретному ребёнку, воспитывающемуся в ДДСТ, в течение как минимум девяти месяцев. Поддержка осуществляется посредством общения и построения доверительных отношений между волонтёром и ребёнком.

Совместное времяпрепровождение может включать в себя: прогулки по городу; посещение музеев,выставок, кино, театров; игры; помощь ребёнку в учебе; чтение интересных книг и журналов, изготовление поделок своими руками. Благодаря совместному досугу «старший друг» становится для ребёнка источником эмоциональной поддержки и служит положительным примером для подражания. У ребёнка расширяется круг интересов, улучшаются коммуникативные навыки, формируются новые положительные модели поведения, повышается уверенность в себе и своих силах.

Целью программы «Старший друг» является содействие социальной адаптации и повышение качества жизни детей, проживающих в ДДСТ, путем развития их потенциала, уверенности в собственных силах. 

Задачи программы «Старший друг»:

— оказание эмоциональной поддержки детям, воспитывающимся в ДДСТ;

— помощь ребенку в развитии своего потенциала, раскрытии своих сильных сторон;

— формирование позитивной ролевой модели для ребёнка;

— повышение уверенности в себе у детей, воспитывающихся в ДДСТ;

— передача знаний и опыта ребенку, стимулируя его правильный жизненный выбор, поддерживая успехи в учебе;

— развитие коммуникативных навыков ребёнка;

— минимизация проявлений отклоняющегося поведения у детей;

— расширение кругозора ребёнка и его представлений о мире.

Кто может стать «старшим другом»?

Молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, прошедшие специальное обучение, имеющие возможность и желание общаться с ребенком два часа в неделю не менее девяти месяцев.

Личные качества «старшего друга»:

— открытость и искренность;

— дружелюбие;

— инициативность;

— доброжелательность в общении с ребенком;

— эмпатийность;

— стрессоустойчивость;

— ответственность;

— организаторские способности;

— толерантность;

— пунктуальность.

Навыки, которыми должен обладать «старший друг»:

— уметь слушать и слышать (говорить на языке ребенка, быть честным в выражении своих чувств и принимать чувства ребенка, давать ему достаточно времени на высказывания, задавать уточняющие вопросы);

— умение ставить перед собой цели и выполнять их (способность научить ребенка ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели);

— быть положительным примером;

— формировать у ребенка понимание «хорошего» и «плохого», помогать находить позитивные моменты в его жизни;

— умение с пользой организовать свой досуг;

— вести здоровый образ жизни.

Кто может стать «младшим другом»?

Ребенок в возрасте от 6 до 15 лет, воспитывающийся в ДДСТ, добровольно принявший решение участвовать в программе в течение девяти месяцев.

Основным критерием включения ребёнка в программу является наличие у него таких проблем, как недостаток и трудности общения (как с взрослыми, так и со сверстниками), наличие неуверенности в себе, низкая успеваемость в школе, переживание чувства одиночества, недостаток эмоционального тепла и поддержки, низкая самооценка и пр.

В октябре 2011 года ОО «Здоровый выбор» начата реализация программы «Старший друг». К участию в реализации программы были привлечены 20 родителей-воспитателей ДДСТ из шести районов г. Минска. Каждый родитель-воспитатель имеет опыт работы более двух лет в роли профессионального замещающего родителя, воспитывает от 6 до 12детей: преимущественно 1-2 родных (90%), 6-10 приёмных (90%). 20 воспитанников в возрасте 7-15 лет (из 7 ДДСТ) и 20 студентов-волонтеров ВУЗов г. Минска (возраст18-23 года), занимающихся добровольной волонтёрской деятельностью в структуре деятельности ОО «Здоровый выбор».

Этапы реализации

Реализация программы «Старший друг» включает шесть основных этапов:

1. Привлечение потенциальных волонтёров к участию в программе

2. Отбор и подготовка волонтёров

3. Подготовка воспитанников и родителей-воспитателей к участию в программе

4. Формирование пар «волонтер-ребёнок»

5. Сопровождение сформированных пар

6. Мониторинг и оценка эффективности

Подробнее

Привлечение потенциальных волонтёров («старших друзей») к участию в программе

С этой целью организуется информационная кампания, направленная на привлечение социально-активных молодых людей, желающих оказывать поддержку детям посредством своего участия в добровольческих инициативах. Данная кампания предполагает логически спланированный цикл мероприятий. Так как потенциальные участники программы «Старший друг» — это молодые люди и девушки в возрасте преимущественно от 18 до 23 лет, в основном студенты, то целесообразно размещать объявления о программе в учебных учреждениях, посредством презентаций и распространения информации в студенческих газетах, в библиотеках, а также в интернете на тех ресурсах, где чаще всего проводят свое время молодые люди, неравнодушные к социальным проблемам. Социальные сети являются эффективной площадкой для размещения информации о программе. На страницах социальных сетей участники могут обменяться опытом, а также рассказать о мероприятиях, которые можно посетить со своим «младшим другом» и узнать последние новости о программе (http://vk.com/senior_friendhttps://www.facebook.com/seniorfriend).

Для привлечения волонтеров можно провести специальные мероприятия и акции, что позволит вступить в прямой контакт с целевой группой и где можно будет подробнее рассказать о программе, распространить буклеты с основной информацией и телефонами координаторов, задействовать СМИ, радио- и телепередачи. Немаловажным мотивационным фактором привлечения к участию в программе будет представление позитивных историй взаимодействия в паре «старший-младший», описание личного примера.

Отбор и подготовка волонтёров для участия в программе «Старший друг»

Основные шаги данного этапа: заполнение анкеты, собеседование с координатором программы и психологом, прохождение обучения в Школе волонтеров, проведение психодиагностического исследования, подготовка заключения о готовности быть «старшим другом».

Критериями включения в программу на данном этапе являются:

— устойчивая мотивация волонтёра на участие в программе, которая не снизилась после прохождения обучения;

— понимание волонтёром условий программы и готовность следовать этим правилам;

— понимание и принятие роли и ответственности волонтёра;

— умение поддерживать личные границы и соблюдать установленные правила;

— желание и наличие объективной возможности поддерживать конкретного ребёнка в течение длительного времени(например, если волонтёр планирует переезд в другой регион в течение ближайшего года, то он не может быть участником программы);

— положительные личностные качества;

— посещение не менее 70% занятий Школы волонтёров и успешное освоение необходимых знаний и навыков.

Подготовка детей и их родителей к участию в программе

Обязательным условием участия в программе является добровольное согласие ребёнка и его законных представителей, полученное на основе полной и достоверной информации. Координатор и психолог проекта должны разъяснить цели, задачи, правила участия в программе, как законному представителю, так и самому ребёнку в доступной для него форме. Это может быть организованная совместная деятельность, в ходе которой у ребенка можно спросить, что он знает о дружбе, каким, на его взгляд, должен быть друг, что можно делать вместе с другом; рассказать о программе «Старший друг», спросить хотел бы он в ней участвовать. Согласие ребёнка и его законных представителей на участие в программе является обязательным.

Если законный представитель и ребенок соглашаются участвовать в программе, то тогда ребенок проходит собеседование с психологом программы, где заполняет анкету участника программы, проходит психологическую диагностику, результаты которых учитываются при формировании пары «волонтёр-ребёнок». При проведении оценки детей в зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методики, адаптированные для детей. Также родителями-воспитателями заполняется анкета об особенностях и основных интересах ребенка.

Формирование пар «волонтер-ребёнок»

Формирование пар осуществляется на основе схожести психологических характеристик, увлечений и личных пожеланий «старшего» и «младшего» участников программы. Формирование пар осуществляется психологом и координатором программы на основе всех данных, полученных о волонтёре и ребёнке. При подборе пары «волонтёр-ребёнок» важно учитывать:

— возраст ребенка и волонтёра;

— пол (рекомендуется подбирать пары одного пола);

— личностные особенности и особенности темперамента;

— наличие общих увлечений и интересов;

— пожелания волонтёра и ребёнка;

— опыт общения волонтёра с детьми;

— занятость волонтёра и ребёнка (важно совпадение времени, когда волонтёр и ребёнок могут встречаться);

— место жительства волонтёра и ребёнка.

Знакомство является очень важным этапом и происходит при участии психолога и/или координатора программы, законного представителя ребёнка. На встрече ещё раз подробно разъясняются правила программы, обсуждаются все возникшие вопросы. Если стороны подтверждают своё согласие, то следующим шагом является подписание документов (договор о добровольном участии в общественной деятельностисоставление индивидуального плана работы).

После того, как состоялось знакомство, и все стороны дали своё согласие на участие в программе, начинается основной этап — общение волонтёра и ребёнка. С самого начала необходимо обсудить и договориться о регулярности, удобном времени и месте встреч, возможных занятиях. Основанием будет являться индивидуальный план работы.

Соблюдение правил и условий программы необходимо для обеспечения безопасности ребёнка и недопущения любых злоупотреблений со стороны участников программы. Только выполнение всех правил и условий позволяет достичь положительных результатов для ребёнка.

Сопровождение сформированных пар

Координатор на протяжении всего взаимодействия «волонтер-ребенок» сопровождает пару, отвечая за эффективность их встреч. Если он видит, что волонтер эмоционально выгорает, а также есть какие-нибудь трудности с ребенком, то организует супервизию или направляет на консультацию к психологу. Также сопровождение пар необходимо для исключения случаев нарушения прав ребёнка или иных злоупотреблений со стороны участников программы. Сопровождение — это оказание поддержки участникам программы.

Основными задачами сопровождения являются:

  1. Оказание поддержки и поддержание мотивации волонтёров. Роль «старшего друга» требует от волонтёра большого личного вклада и эмоциональных затрат, поэтому волонтёр нуждается в дополнительной поддержке.
  2. Своевременная помощь волонтеру в разрешении трудностей. По мере того, как выстраиваются отношения между волонтёром и ребёнком, могут возникать трудности, и для их разрешения необходима помощь со стороны координатора и/или психолога программы.
  3. Создание условий, отвечающих интересам участников программы.

Мониторинг и оценка эффективности

Мониторинг — это непрерывный контроль над процессом деятельности и отслеживание промежуточных результатов. Основными задачами мониторинга в рамках программы «Старший друг» являются:

  1. Обеспечение прав и интересов ребёнка и волонтера
  2. Контроль над выполнением правил и условий программы «Старший друг»
  3. Промежуточная оценка эффективности программы

Частично, мониторинг осуществляется за счет сопровождения пар и проведения супервизии для волонтёров, поскольку регулярное обсуждение с волонтерами процесса их деятельности позволяет отследить соблюдение основных правил программы, оценить качество взаимодействия ребенка и волонтёра и предоставить рекомендации по повышению его эффективности.

Дополнительным инструментом мониторинга является получение обратной связи от ребенка и его законных представителей. Обратная связь предполагает субъективную оценку трудностей, достижений и общих впечатлений от участия в программе. Обратная связь может собираться в письменном или устном виде. Получение обратной связи осуществляется координатором программы. Результаты обратной связи могут обсуждаться с волонтёром в ходе индивидуальной супервизии, особенно когда это необходимо для улучшения его деятельности или поддержания мотивации.

Еще одним инструментом мониторинга является краткий отчёт, который волонтёр составляет один раз в месяц. В отчете указываются количество встреч, способы организации времяпрепровождения, краткий анализ эффективности проведённых встреч.

Оценка эффективности — это периодическая оценка ключевых параметров, на изменение которых направлена деятельность, либо которые могут служить источником информации о достигнутых результатах. Оценка эффективности предполагает периодическое измерение ключевых параметров и анализ изменений.

Истории участников

История Кати и Игоря

Читать

Задумывались ли вы когда-нибудь о друзьях? Думаю, каждый в своей жизни задавал себе этот вопрос: есть ли в моей жизни те, кто всегда придут на помощь, не оставят в беде, поддержат? Ответы могли быть совсем разные. Например, кто-то скажет, что привык быть один, справляться со своими проблемами сам, а кому-то просто необходимо присутствие других людей, поддержка со стороны. И дело ведь даже не в количестве, как известно, а в качестве, которое играет здесь ведущую роль…

…С детства у меня была мечта. Я очень хотела дружить с маленьким человечком. Не возраст стал основным критерием выбора моей мечты, а мир, в котором я могла бы жить, сочинять стихи, летать. Тепло детства прошло довольно-таки быстро. С течением времени я и забыла, о чем мечтала когда-то,обыденные дела съели детские фантазии, а сердце все больше и больше заполнилось взрослой, самостоятельной жизнью. Но кто бы мог подумать, что в 18 лет я встречу настоящего, маленького друга…

…Как-то раз вечером, обсуждая, в волонтёрской организации «Здоровый выбор» будущие проекты, мы остановились на идее глобального добра. Захотелось сотворить не просто акцию на один день, а реализовать масштабное долговременное мероприятие. На каждом собрании играли в «клад идей», в итоге сформировали общую концепцию и придумали название: волонтерский проект «Старший друг»…

…На данный момент мой маленький друг живет в детском доме семейного типа. Кладя руку на сердце, могу сказать, что у Игоря, действительно, настоящая семья, состоящая из пяти детей, мамы и папы. Каждый день чудесная семья собирается за большим уютным столом для того, чтобы обсудить прошедший день, поделиться впечатлениями. Самым шоковым для меня стал семейный ужин, который готовила сами дети. Признаться, мне стало стыдно: живу с мамой и папой, времени готовить нет, а маленькие дети уже с самого детства приучаются к самостоятельности, ответственности…

История Димы и Юры

Читать

…Встретились мы с Юрой в час дня, предварительно договорившись сходить в кино на фильм «Призрачный гонщик 2». Большего бреда в своей жизни я не смотрел, но Юре очень понравился фильм, он вышел с хорошими впечатлениями. Погода на улице была отличной, потому я предложил пройтись. Нить разговора периодически терялась, мне приходилось забивать «эфир» своей болтовней, рассказывать исторические факты о городе или что-нибудь любопытное о жизни столицы. В качестве первой общей темы с «младшим» у нас появился футбол. Вот это общее увлечение и помогло нам наладить контакт…

…По пути очень волновался о наличии билетов в кино, потому сразу же подстраховался, предупредил парня, и сказал,что в случае моей «провинности», Юра сможет выбирать любое место, какое захочет, мол, провинился — отвечай, но билетов было предостаточно и мы благополучно попали в кинотеатр. Пока ждали сеанса, обменивались информацией через мобильники, я сбрасывал молодому человеку песни, картинки. Обратный путь домой был намного живее и эмоциональнее, будущий генералиссимус (Юра учится в кадетском) определенно повеселел и открылся. В транспорте мы благополучно сели на места, но место перед нами никто не хотел занимать, я удачно заметил, что место как будто заколдованное и предложил спор, кто угадывает пол того, кто сядет на это место, тот и выигрывает, приз — щелбан. К моему превеликому удовольствию, я проиграл и получил свой заслуженный щелбан…

…На пути от остановки к дому произошел забавный случай: Юра решил снять, как я иду в стиле робота, и споткнулся, упал парень совсем не больно, я сразу же его поднял, отряхнул, но видеоролик на телефоне получился этаким запоминающимся. После чего мы еще поиграли в терминатора, немного покидались снежками и благополучно добрались до дома Юры.

История Тани и Даши

Читать

…В первый раз я увидела Дашу на фото и сразу же сказала: «Ой.. какая она… А можно я буду её старшим другом?» В день нашего первого знакомства Даша показала себя как девочка активная, добрая и общительная. Такой маленький комочек энергии…Оказалось, что она очень любит заплетать косички и петь. Так, с «заплетания косичек» и началось наше знакомство…

…Позже мы ходили гулять. Я и Дашка с радостью носились по детской площадке и катались на качелях. Хотели покормить уточек, но, в связи с морозами, пришлось оставить хлебушек под ёлочкой…Зайчикам…

История Светы и Игоря

Читать

…У нас было солнечно. А я, как всегда, ехала на встречу с младшим, со своим другом-страхом, да ещё и опаздывала, что непростительно мне. Так вот встретились мы с ним на остановке и как всегда бежали за автобусом. Я всегда начинала разговор с «Как дела? Как успехи в школе?». А сегодня я просто сказала: «Я скучала, рада видеть тебя». Он долго не отвечал. Я уже подумала, что поспешила, но тут я услышала ответ: «И я». Я так обрадовалась, что улыбка растянулась до ушей. А путь наш был направлен на Комсомольское озеро. Мы купили батон, хлеб, мелки (наивные, думали, что уток найдём. Они, конечно, были, но вот только на другой стороне берега). Вы думаете, это помешало нашей прогулке? Нет, ни за что. Тогда я вспомнила, что в моей сумке лежит тортик (сегодня меня поздравил мой любимый инфоком 1 курс) и решила, что пора бы его скушать. Мы мазались тортом, фоткались и были такими чудиками!

А потом стало очень-очень холодно, пошёл дождь, но нам было всё равно, ведь мы грелись нашей дружбой. Игорь, приехав домой, начал слёзно меня просить сделать из макарон какой-нибудь шедевр. Конечно же, я согласилась, вот только мама и папа этой чудесной семьи меня за руку привели за стол и сказали: «Маша, ты когда последний раз в ноябре ела? Быстро за стол!» Отказать было нереально. Я не устаю влюбляться в эту семью: вниманием не обделён никто. В итоге мы красили макароны, потом я чуть-чуть себя, стали дурачиться, и он сказал мне: «А можно, ты когда-нибудь у нас поночуешь? Мы бы тебя чаем напоили».

Мне было очень приятно, ведь я нужна-нужна этому маленькому человечку. А позже я нарисовала себе усы. А смывать было так лень. И что вы думаете? Игорь сам предложил свою помощь. Так моя щека пробыла под краном минут пять точно. Сколько эмоций от одного маленького чудесного ребёнка! Он начинает открываться, становиться активнее, чаще смеётся (ведь он очень серьёзный). Неужели у меня получается быть ему другом? Надеюсь…

Методическая копилка

Рекомендации по организации работы с детьми в соответствии с возрастом

Подробнее

Дети младшего школьного возраста

«Старшему другу»:

1. Понаблюдайте за ребёнком, выявите его интересы, любимые виды деятельности (рисование, спорт,музыка и т. д.). Это поможет наладить первый контакт с ребёнком.

2. Общаясь с ребёнком, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх.

3. Разговаривайте на понятном ребёнку языке. Простыми словами и предложениями.

4. Отвечайте на вопросы, которые задаёт ребёнок, даже если они кажутся незначительными или несерьёзными. Таким образом, вы проявляете внимание к ребёнку.

5. Поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов (улыбка, потрепать по плечу, подмигнуть,кивнуть головой и пр.).

6. Дайте понять ребёнку, что он вам интересен, и вы готовы ему помочь.

7. Не обещайте ребёнку того, чего не можете ему дать, а если что-то пообещали, то выполняйте обязательно.

8. Ваши встречи не должны начинаться и заканчиваться материальными подарками. Подарком может стать совместно сделанные рисунок, поделка.

9. Не делайте за детей то, что они могут сделать сами.

 

Во взаимодействии с «младшим другом»:

1. Уделять время обучению планирования.

2. Приобщать к активной деятельности.

3. Развивать трудолюбие, ответственность, давать поручения, хвалить за их выполнение.

4. Помочь стать значимым за счёт своего труда, пользы для других.

5. Расширять кругозор ребёнка.

6. Размышлять вместе с ребёнком о нём самом, об окружающем мире, о других людях.

7. Не критиковать, не удивляться проступкам или непониманию, а предложить другие возможные способы поведения в той или иной ситуации, дав ребёнку возможность выбора.

8. Весело и увлекательно проводить время, увлекательно и с пользой.

9. Дать возможность ребёнку самому вносить предложения и разумные пожелания о совместном проведении времени.

10. Формировать позитивное отношение к учебной деятельности.

11. Помочь в учёбе, если ребёнок обратится с такой просьбой.

12. Учить строить отношения со сверстниками и взрослыми.

13. Разъяснять нормы поведения, формировать базовые навыки поведения в обществе (пропустить девочку (женщину) вперёд, подать девочке (женщине) руку и т. д.)

14. Помогать в решении межличностных проблем.

Дети подросткового возраста

«Старшему другу»:

1. Уметь выслушать, стараясь избегать однозначных советов. Разговор строить как совместное размышление.

2. Разговор на серьёзную тему проводите, когда рядом больше никого нет.

3. Не выражайте удивление от услышанного, не осуждайте, а предложите помощь.

4. Нельзя подчёркивать зависимое положение подростка в материальном и физическом плане от взрослых.

5. Нельзя негативно отзываться о том, кого любит подросток.

6. Нужно понимать, что подросток эмоционально неустойчив, у него только складывается мировоззрение, он подвержен мнению и влиянию сверстников и друзей.

Во взаимодействии с «младшим другом»:

1. Интересоваться досугом подростка, проявлять участие.

2. Найти общие интересы.

3. Стараться не давать критических оценок, «не давить» на подростка.

4. Создавать условия для самостоятельного позитивного выбора: всегда и во всем учитывать мнение подростка, в случае несогласия, объяснять, почему именно так, а не иначе.

5. Морально поддерживать, дать понять, что мы не вправе осуждать кого-либо.

6. Разъяснить,что алкоголь, наркотики и курение не избавляет от проблем.

7. Если у подростка есть вредные привычки, то поделиться своим жизненным опытом или опытом известных людей по этому вопросу.

8. Если подросток рассказывает о своих увлечениях (на ваш взгляд странных), не высмеивайте его. Постарайтесь узнать как можно больше, уточнить, что именно привлекает подростка.

9. Поддерживать разговоры о значимости внешнего облика.

10. Принимайте и понимайте вопросы интимно-личностного характера. Внимание противоположного пола является актуальным в этом возрасте.

11. Определить роль подростка в общении со сверстниками. Отвержение группой сверстников может быть причиной многих проблем подростка. Постарайтесь помочь подростку повысить свой статус.

12. Помочь в поиске призвания (мотивация, возможные варианты).

13. Поддерживать в подростке уверенность, что он может стать кем захочет, но для этого нужно стараться, работать над собой.

14. Организовать обмен полезной информацией.

15. Развивать вместе лучшие стороны подростка, увлекая его позитивной деятельностью в свободное время, организовывая активное времяпрепровождение (концерты, каток и пр.).

16. Формировать конструктивное мировоззрение, прививать общечеловеческие ценности.

Рекомендации по работе с тревожными и агрессивными детьми

Тревожный ребенок

«Старшему другу»:

1. На собственном примере вселить в ребёнка уверенность.

2. Быть последовательным в своих рассуждениях и в своём поведении.

3. Поддерживать распорядок и режим дня, организовывать досуг.

4. Не ставить ребёнка в ситуацию неопределённости и неизвестности.

5. Не создавать напряжение во взаимоотношениях.

6. Контролировать собственные негативные эмоции.

 

Во взаимодействии с «младшим другом»:

1. Помочь повысить самооценку (хвалить за достижения, поддерживать, давать возможность самостоятельно выполнять какую-либо работу, хвалить за самостоятельность, стимулировать личную ответственность).

2. Доверять ребёнку, быть с ним честным, принимать его таким, какой он есть.

3. Не сравнивать его с другими.

4. Отвлекать внимание ребёнка от проблем.

5. Выслушивать то, что ребёнок хочет сказать.

6. Найти способы отвлечения от компенсаторных действий (сосёт палец, крутит прядь волос и пр.).

7. Не предъявлять завышенных требований, не унижать ребёнка, делать меньше замечаний,осторожно использовать критику.

8. Предложить варианты для самоутверждения, показать его сильные стороны.

9. Помочь ребенку перебороть свои страхи, побудить его на непривычные для него ранее действия.

 

Агрессивный ребенок

«Старшему другу»:

1. Показывать ребёнку личный пример не агрессивного поведения.

2. Быть спокойным и невозмутимым, своим видом показывать ребёнку, что всё под контролем.

3. Не показывать ребёнку свою встревоженность, но и не проявлять неуважения и безразличия к его проблемам, не игнорировать их.

4. Быть заинтересованным, доброжелательным, но проявлять твёрдость.

5. Говорить спокойно, медленно.

6. Организовывать досуг заранее.

7. Следить за своей речью: не использовать жаргонных, бранных слов, чтобы не провоцировать ребёнка на подобный стиль общения.

8. Не угрожать, не шантажировать, так как это быстро перестаёт действовать: вы будете не убедительны и бессильны.

 

Во взаимодействии с «младшим другом»:

1. Понять причины агрессии.

2. Дать понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания,предложить варианты деятельности для самореализации.

3. Показать недостатки излишней агрессии, вызывающие проблемы в общении, даже здоровье.

4. Организовывать игры, тренинговые упражнения по развитию терпения.

5. Не привлекать к играм соревновательного характера.

6. Стараться использовать знакомые предметы, виды деятельности, либо хорошо объяснить ребёнку, что это такое, и как с этим действовать.

7. Не торопить, не подгонять.

8. Обсуждать поведение ребёнка, а не его личность.

9. Обсуждать поведение только после полного успокоения, один на один.

10. Обязательно показывать ребёнку, что агрессивное поведение абсолютно неприемлемо.

11. Не отвергать, так как это часто провоцирует мстительность.

12. Не припоминать ребёнку его прошлых проступков.

13. Следить за переутомлением.

14. Предлагать посильные задачи.

15. Давать возможность расходовать избыток энергии.

16.Научить альтернативным способам выражения агрессии (бить подушку, рвать бумагу,рисовать то, что вызывает агрессию, и рвать рисунок и др.).

17. Организовывать общение на равных, но выдерживать определённую дистанцию, не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

18. Сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением (отвлечь игрой,занятием, создать физическое препятствие — отвести руку, удержать за плечи).

19. Останавливать проявления агрессии спокойно, с невозмутимым лицом, при минимуме слов.

20. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

21. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработке терпимости и взаимовыручки.

22. Учить нести ответственность за свои поступки, выполнять ответственные поручения.

23. Увлечь творческой деятельностью (рисование, лепка, танец, создание сказок,театрализованная деятельность, посещение выставок, театра).

24. Обучать релаксации через слушание расслабляющей музыки, дыхательные, телесно-ориентированные практики.