Дети младшего школьного возраста
«Старшему другу»:
1. Понаблюдайте за ребёнком, выявите его интересы, любимые виды деятельности (рисование, спорт,музыка и т. д.). Это поможет наладить первый контакт с ребёнком.
2. Общаясь с ребёнком, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх.
3. Разговаривайте на понятном ребёнку языке. Простыми словами и предложениями.
4. Отвечайте на вопросы, которые задаёт ребёнок, даже если они кажутся незначительными или несерьёзными. Таким образом, вы проявляете внимание к ребёнку.
5. Поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов (улыбка, потрепать по плечу, подмигнуть,кивнуть головой и пр.).
6. Дайте понять ребёнку, что он вам интересен, и вы готовы ему помочь.
7. Не обещайте ребёнку того, чего не можете ему дать, а если что-то пообещали, то выполняйте обязательно.
8. Ваши встречи не должны начинаться и заканчиваться материальными подарками. Подарком может стать совместно сделанные рисунок, поделка.
9. Не делайте за детей то, что они могут сделать сами.
Во взаимодействии с «младшим другом»:
1. Уделять время обучению планирования.
2. Приобщать к активной деятельности.
3. Развивать трудолюбие, ответственность, давать поручения, хвалить за их выполнение.
4. Помочь стать значимым за счёт своего труда, пользы для других.
5. Расширять кругозор ребёнка.
6. Размышлять вместе с ребёнком о нём самом, об окружающем мире, о других людях.
7. Не критиковать, не удивляться проступкам или непониманию, а предложить другие возможные способы поведения в той или иной ситуации, дав ребёнку возможность выбора.
8. Весело и увлекательно проводить время, увлекательно и с пользой.
9. Дать возможность ребёнку самому вносить предложения и разумные пожелания о совместном проведении времени.
10. Формировать позитивное отношение к учебной деятельности.
11. Помочь в учёбе, если ребёнок обратится с такой просьбой.
12. Учить строить отношения со сверстниками и взрослыми.
13. Разъяснять нормы поведения, формировать базовые навыки поведения в обществе (пропустить девочку (женщину) вперёд, подать девочке (женщине) руку и т. д.)
14. Помогать в решении межличностных проблем.
Дети подросткового возраста
«Старшему другу»:
1. Уметь выслушать, стараясь избегать однозначных советов. Разговор строить как совместное размышление.
2. Разговор на серьёзную тему проводите, когда рядом больше никого нет.
3. Не выражайте удивление от услышанного, не осуждайте, а предложите помощь.
4. Нельзя подчёркивать зависимое положение подростка в материальном и физическом плане от взрослых.
5. Нельзя негативно отзываться о том, кого любит подросток.
6. Нужно понимать, что подросток эмоционально неустойчив, у него только складывается мировоззрение, он подвержен мнению и влиянию сверстников и друзей.
Во взаимодействии с «младшим другом»:
1. Интересоваться досугом подростка, проявлять участие.
2. Найти общие интересы.
3. Стараться не давать критических оценок, «не давить» на подростка.
4. Создавать условия для самостоятельного позитивного выбора: всегда и во всем учитывать мнение подростка, в случае несогласия, объяснять, почему именно так, а не иначе.
5. Морально поддерживать, дать понять, что мы не вправе осуждать кого-либо.
6. Разъяснить,что алкоголь, наркотики и курение не избавляет от проблем.
7. Если у подростка есть вредные привычки, то поделиться своим жизненным опытом или опытом известных людей по этому вопросу.
8. Если подросток рассказывает о своих увлечениях (на ваш взгляд странных), не высмеивайте его. Постарайтесь узнать как можно больше, уточнить, что именно привлекает подростка.
9. Поддерживать разговоры о значимости внешнего облика.
10. Принимайте и понимайте вопросы интимно-личностного характера. Внимание противоположного пола является актуальным в этом возрасте.
11. Определить роль подростка в общении со сверстниками. Отвержение группой сверстников может быть причиной многих проблем подростка. Постарайтесь помочь подростку повысить свой статус.
12. Помочь в поиске призвания (мотивация, возможные варианты).
13. Поддерживать в подростке уверенность, что он может стать кем захочет, но для этого нужно стараться, работать над собой.
14. Организовать обмен полезной информацией.
15. Развивать вместе лучшие стороны подростка, увлекая его позитивной деятельностью в свободное время, организовывая активное времяпрепровождение (концерты, каток и пр.).
16. Формировать конструктивное мировоззрение, прививать общечеловеческие ценности.
Рекомендации по работе с тревожными и агрессивными детьми
Тревожный ребенок
«Старшему другу»:
1. На собственном примере вселить в ребёнка уверенность.
2. Быть последовательным в своих рассуждениях и в своём поведении.
3. Поддерживать распорядок и режим дня, организовывать досуг.
4. Не ставить ребёнка в ситуацию неопределённости и неизвестности.
5. Не создавать напряжение во взаимоотношениях.
6. Контролировать собственные негативные эмоции.
Во взаимодействии с «младшим другом»:
1. Помочь повысить самооценку (хвалить за достижения, поддерживать, давать возможность самостоятельно выполнять какую-либо работу, хвалить за самостоятельность, стимулировать личную ответственность).
2. Доверять ребёнку, быть с ним честным, принимать его таким, какой он есть.
3. Не сравнивать его с другими.
4. Отвлекать внимание ребёнка от проблем.
5. Выслушивать то, что ребёнок хочет сказать.
6. Найти способы отвлечения от компенсаторных действий (сосёт палец, крутит прядь волос и пр.).
7. Не предъявлять завышенных требований, не унижать ребёнка, делать меньше замечаний,осторожно использовать критику.
8. Предложить варианты для самоутверждения, показать его сильные стороны.
9. Помочь ребенку перебороть свои страхи, побудить его на непривычные для него ранее действия.
Агрессивный ребенок
«Старшему другу»:
1. Показывать ребёнку личный пример не агрессивного поведения.
2. Быть спокойным и невозмутимым, своим видом показывать ребёнку, что всё под контролем.
3. Не показывать ребёнку свою встревоженность, но и не проявлять неуважения и безразличия к его проблемам, не игнорировать их.
4. Быть заинтересованным, доброжелательным, но проявлять твёрдость.
5. Говорить спокойно, медленно.
6. Организовывать досуг заранее.
7. Следить за своей речью: не использовать жаргонных, бранных слов, чтобы не провоцировать ребёнка на подобный стиль общения.
8. Не угрожать, не шантажировать, так как это быстро перестаёт действовать: вы будете не убедительны и бессильны.
Во взаимодействии с «младшим другом»:
1. Понять причины агрессии.
2. Дать понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания,предложить варианты деятельности для самореализации.
3. Показать недостатки излишней агрессии, вызывающие проблемы в общении, даже здоровье.
4. Организовывать игры, тренинговые упражнения по развитию терпения.
5. Не привлекать к играм соревновательного характера.
6. Стараться использовать знакомые предметы, виды деятельности, либо хорошо объяснить ребёнку, что это такое, и как с этим действовать.
7. Не торопить, не подгонять.
8. Обсуждать поведение ребёнка, а не его личность.
9. Обсуждать поведение только после полного успокоения, один на один.
10. Обязательно показывать ребёнку, что агрессивное поведение абсолютно неприемлемо.
11. Не отвергать, так как это часто провоцирует мстительность.
12. Не припоминать ребёнку его прошлых проступков.
13. Следить за переутомлением.
14. Предлагать посильные задачи.
15. Давать возможность расходовать избыток энергии.
16.Научить альтернативным способам выражения агрессии (бить подушку, рвать бумагу,рисовать то, что вызывает агрессию, и рвать рисунок и др.).
17. Организовывать общение на равных, но выдерживать определённую дистанцию, не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
18. Сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением (отвлечь игрой,занятием, создать физическое препятствие — отвести руку, удержать за плечи).
19. Останавливать проявления агрессии спокойно, с невозмутимым лицом, при минимуме слов.
20. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
21. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработке терпимости и взаимовыручки.
22. Учить нести ответственность за свои поступки, выполнять ответственные поручения.
23. Увлечь творческой деятельностью (рисование, лепка, танец, создание сказок,театрализованная деятельность, посещение выставок, театра).
24. Обучать релаксации через слушание расслабляющей музыки, дыхательные, телесно-ориентированные практики.